Биография


















































23 марта 1902 года в уездном городе Обоянь Курской губернии в старинной дворянской семье родился мальчик Николай.
Его отец – Николай Николаевич Агуров, крупный финансист, служивший податным инспектором в Курской губернии, затем управляющим Эриваньской казённой палатой, а после Октябрьской Революции – начальником бюджетного управления Народного комиссариата финансов Азербайджанской ССР в Баку. Мама – графиня Антонина Павловна Новосельская занималась воспитанием детей.
В семье Агуровых было трое детей: старшая Валентина, Евгений и младший Николай.
Детство Агуровых прошло на Кавказе, где Николай учился в Первой Тифлисской гимназии, а затем в Третьей Бакинской гимназии.
Стремление к драматическому искусству было присуще всем детям, все трое с юности увлекались театром и играли в любительских спектаклях. Первым на профессиональную сцену ступил Евгений Агуров в 1920 году в Баку (впоследствии играл в Московских драматических театрах имени А.С. Пушкина, имени Н.В. Гоголя, преподавал в Свердловском театральном училище, снимался в кино), вслед за ним, в 1921 году, во время учебы в театральной студии под руководством артиста Воронова, на бакинскую сцену в труппу А.В. Полонского пришёл и Николай.
Оба брата имели одинаковую фамилию, и оба стремились к индивидуальности. Евгений предложил бросить жребий, кому брать псевдоним. Выпало – Николаю. Так появился актёр Николай Волков, а вместе с ним начала своё становление знаменитая до сих пор актёрская династия Волковых.
Судьба сестры Валентины сложилась трагически, она прошла театральную школу И.Н. Певцова, а в конце 1930-х годов репрессировали её мужа театрального режиссёра Сергея Трохачёва. Валентина Николаевна оказалась в лагере в Коми АССР, впоследствии была реабилитирована без права проживания в Москве и Ленинграде, руководила художественной самодеятельностью Дома культуры в Свердловске, но ввиду тяжёлого онкологического заболевания оставила работу и уехала к Николаю в Одессу, где и умерла в 1959 году.
В 1925 году Волков играет один сезон в Казанском Большом драматическом театре, где ярко исполняет роль Агафангела в спектакле «Мандат» Н.Эрдмана. Газета «Красная Татария» откликнулась рецензией на этот очень удачный спектакль, в которой есть строчка: «останавливает на себе внимание Н.Н. Волков (солдат Агафангел)».
Сезон 1926 – 27 артист служит в Смоленском городском театре.
В 1927 году Николая Волкова принимают в труппу Бакинского Рабочего театра, за небольшой период его работы наиболее интересные роли Волков сыграл в спектаклях «Закат» (роль Бени) и «Мятеж» (роль поручика).
В начале 30-х годов Николай работает в драматических театрах Иваново, Перми, Ашхабада и Ташкента, а в 1933 году приезжает в город у Чёрного моря. Одесса станет его пристанищем на тридцать лет, он покинет её дважды, первый раз в сентябре 1941 года, когда уедет с семьёй в эвакуацию в Ташкент, и в 1967 году, когда переедет жить в Москву.
Волков становится артистом Одесского русского театра драмы имени Иванова. Здесь он сыграет свои главные и любимые роли, здесь придет к нему первая слава и признание, здесь он встретит свою любовь – артистку хора Одесского оперного театра Антонину Гимбуржевскую, которая станет его женой и подарит двоих детей: сына Николая и дочь Валентину.
Множество самых разных ролей сыграл Волков на сцене Одесского русского театра, его гостеприимный дом на Ботанической, а затем на Пушкинской улице всегда был полон гостей, как ни странно, чаще всего в доме Волковых бывали представители науки: учёные, профессора.
Имя Волкова не сходило с театральных афиш города, а в 1941 году артист впервые снялся в роли комментатора в фильме «Боксёры».
Великая Отечественная война нарушила тихую и мирную жизнь Одессы. Осенью 1941 года Волков с семьей уезжает в эвакуацию в Ташкент. В 1942 году знаменитый кинорежиссёр Яков Александрович Протазанов приступает к воплощению на экране образа фольклорного персонажа мусульманского Востока Ходжи Насреддина, на роль мудреца и звездочёта Гуссейна Гуслии, практически без проб утверждают Николая Волкова. Эта роль, спустя время, преподнесёт Волкову подарок судьбы.
В 1943 году семья Волковых перебирается в Новосибирск, в связи с назначением Николая Николаевича на должность художественного руководителя Новосибирского театра Музыкальной комедии. И в этом театре Волков проявил свои незаурядные организаторские, музыкальные и творческие способности: превосходно исполнил главные роли в опереттах «Баядера», «Испытания любви» и «Сорванец», приложил максимум усилий для организации Кемеровского Государственного областного театра Музыкальной комедии в городе Прокопьевске, куда труппа была переведена из Новосибирска в марте 1945 года.
В августе 1946 года семья Волковых возвращается в Одессу. Николай Николаевич три сезона служит в Одесском театре Советской Армии, а затем вновь поступает в русский театр имени Иванова.
Последующие восемь лет не принесли Волкову особого профессионального развития, он продолжал играть разные, в том числе острохарактерные и драматические роли на сцене Одесского театра, наиболее крупной из них является роль Отелло в одноименном спектакле. В кино снимался в небольших ролях и эпизодах, лишь в 1953 году в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» он блестяще сыграл премьер-министра Великобритании Вильяма Питта.
В 1956 году писатель Лазарь Лагин и режиссёр Геннадий Казанский объединяют усилия для экранизации давно полюбившейся детям повести–сказки «Старик Хоттабыч».
Исполнители детских ролей и эпизодов найдены и утверждены, никак не получается выбрать из многочисленных талантливых актеров Старика Хоттабыча. Всё не то. И тут, ассистент режиссёра вспоминает, как несколько лет назад видел в кино эдакого чудаковатого, восточного, бородатого и худого старичка. Гуссейн Гуслия передал эстафету Старику Хоттабычу. Волков был вызван в Ленинград и сразу же утверждён на роль.
Фильм «Старик Хоттабыч» стал милым, добрым, «волшебным» и родным для нескольких поколений зрителей.
К Волкову пришла огромная популярность, он наконец получил официальное признание – звание Заслуженного артиста Украинской ССР (и это после восемнадцати лет работы в Одесских театрах, после десятков удачных ролей) и орден Трудового Красного Знамени, считавшийся в те годы довольно высокой наградой для творческого работника.
Итак, в жизнь Волкова ворвалось кино. Один за другим выходят фильмы «В дни Октября», «Зелёный фургон», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Мост перейти нельзя», «Сын Иристона», «Алые паруса». Все фильмы разные. Все роли Волкова и сам Волков разные. Седой белогвардейский полковник, принявший сторону большевиков, чудаковатый профессор Козаченко, гоголевский Перерепенко, доведённый до самоубийства коммивояжёр Вилли Ломен, суровый царский генерал Каханов и добрый волшебник Эгль – вот палитра актёрских красок, которой владел Николай Волков.
В фильме «Тишина» Волков играет роль старого художника Мукомолова, потерявшего сына на войне, терпящего гонения от властей за свое искусство, но все-же большого оптимиста и не опускающего руки творца, а в картине «Остров «Колдун» Волков создаёт образ старого капитана Фомы Тимофеевича Коновалова, человека долга и чести, который не теряет мужества в самых тяжелых условиях.
С блеском играл Волков роли иностранцев. Глубоко драматический образ старого кубинского рыбака Мануэля (фильм «Чёрная чайка»), импозантный и аристократичный бизнесмен мистер Стенсен (фильм «Начальник Чукотки»), немногословный немецкий граф Мирбах (фильм «Шестое июля»), испуганный и взволнованный доктор Хунгертобель (фильм «Последнее дело комиссара Берлаха»). И это далеко не весь перечень «иностранных» ролей Волкова.
Свыше шестидесяти фильмов было в багаже артиста.
Разлука с сыном (Николай–младший, окончив в 1962 году Театральное училище имени Б.В. Щукина, стал артистом Московского драматического театра на Малой Бронной) и плотная занятость в кино, поставила перед Волковым вопрос о переезде из Одессы в Москву, где он ежегодно снимался на «Мосфильме». Помогал ему в этом вопросе и хлопотал «наверху» Сергей Фёдорович Бондарчук.
Остановились на двух вариантах. Первый, в престижном доме на набережной Тараса Шевченко, второй, в только что построенной девятиэтажке на улице Яблочкова. Волков приехал в Москву смотреть оба варианта, и в итоге остановился на окраине Москвы, только застраиваемой территории нынешних районов «Марфино» и «Тимирязевский».
В 1967 году семья переехала в Москву и стала жить на улице Яблочкова. Дочь спрашивала отца, как получилось, что он отказался от престижной квартиры в центре Москвы и выбрал это захолустье (метро «Тимирязевская» откроют спустя шесть лет после смерти Волкова). Николай Николаевич романтично рассказывал, что когда он вошёл в эту светлую комнату на восьмом этаже, перед ним открылись широкие просторы огородов, которые занимали почти весь горизонт и одиноко стоящая Останкинская башня, осветлённая восходом солнца. Вот эта «романтика» и покорила артиста.
В семье Николай Николаевич пользовался, несомненно, большим авторитетом. Очень любил музыку, особенно романсы, которые частенько исполнял своим баритоном, много читал, выделял из писателей – Диккенса.
В 1981 году на съёмках фильма «Они были актерами» у Волкова отказала память, первый раз в жизни актёр напрочь забыл текст. Играл, играл и вдруг замер.
Последние годы Волков уже не работал, хотя изредка его приглашали на пробы. Да и возраст был очень приличный – восемьдесят с небольшим, хотя сам Николай Николаевич часто шутил, что стал старше самого себя на два года из-за ошибки писаря при всеобщей паспортизации СССР в 1933 году, а его родной брат Евгений писал в своих анкетах, что Николай родился «приблизительно в 1900 году».
Вечером 21 октября 1985 года Николай Николаевич почувствовал себя плохо, но вида особенно не подавал, да и как подавать, когда на следующий день он собирался пойти за пенсией. Всю ночь он промучился, успокаивая самого себя, что ничего страшного и боль пройдёт. Рано утром вызвали скорую помощь, но в 7 часов 30 утра 22 октября 1985 года Николай Николаевич Волков скончался от аневризмы брюшной аорты.
Николай Волков всегда всё делал на совесть, и даже к смерти готовился заранее, боясь летаргического сна, он просил, чтобы его обязательно кремировали. Воля покойного была исполнена. Похоронили урну с прахом артиста на Введенском кладбище.
Так сложилось в жизни Николая Николаевича, что настоящая слава, популярность и признание пришли к нему уже на склоне лет, когда Волкову было далеко за пятьдесят.
Но, видимо, такова была судьба этого человека, покорить жителей Одессы, во время его служения в русском театре, а затем влюбить в себя миллионы мальчишек и девчонок, юношей и девушек огромного Советского Союза, после виртуозного исполнения в кино роли Старика Хоттабыча, в одноимённом фильме киностудии «Ленфильм».
Николай Николаевич Волков прожил долгую, яркую, интересную, полную событий жизнь и оставил о себе добрую память.



P.S. от автора. Когда-то в детстве я сильно нашалил, и родители поставили меня в угол. В это время началась программа «В гостях у сказки», где демонстрировался «Старик Хоттабыч», а я, стоя в углу, никак не мог посмотреть любимый фильм. Когда послышалось музыкальное вступление, не выдержав «издевательств», я, пересилив себя, попросил прощения у родителей. В награду за мое раскаяние я получил полтора часа незабываемого наслаждения от просмотра замечательной киносказки.
Спустя много лет, когда я принялся изучать биографию Николая Волкова, выяснилось, что мы и жили-то тогда рядом, в одном Кировском районе. А мимо его дома я десятки раз проходил. Неожиданное всегда рядом
.